Это было совсем недавно, если быть более точной - вчера. Почти в 6 часов вечера я прибыла в Молодежный театр, как и было настоятельно рекомендовано руководителями нашего кружка театралов. До этого я не была в этом одном из самых старых театров Челябинска. Что ж, пробел восполнен. Если не считать крыльцо, то он более-менее удобен. Очень понравился холл, в зрительный зал ведут небольшие лестницы, естественно, без перил, в остальном в зале достаточно просто передвигаться, лучше это делать с кем-то, но может и в единственном числе получится. Я сидела на 12 ряду, этот ряд хоть и высоко, но удобнее, чем средние ряды, проверено лично. Еще из убранства понравилась люстра, которая добавляла праздничности лаконичному зрительному залу.
Теперь же о самом спектакле, «Чеховъ la machine» - спектакль по пьесе румынского писателя Матея Вишнека, проживающего во Франции. Может быть потому спектакль назвали почти по-французски. Спектакль впервые ставится не только на челябинской сцене, но и в России, так что я побывала на всероссийской премьере. О чем спектакль? Прежде всего о Чехове, о его героях, о том, что было бы, если бы Антон Павлович продолжил писать свои произведения, как бы сложилась жизнь его героев, как главных, так и второстепенных. Я бы назвала спектакль несколько фантастическим, потому что персонажи произведений А. П. Чехова приходят к писателю не сказать, что в реальности, но и не сказать, что в бреду. Персонажей в спектакле достаточно, это и няня Анфиса, Тузенбах, Соленый, Чебутыкин, Ольга, Маша, Ирина из пьесы «Три сестры», Фирс, Прохожий, Лопахин, Шарлотта, Раневская из «Вишневого сада», Аркадина, Треплев из «Чайки» и Астров из «Дяди Вани», Анна Петровна (Сара), Львов из еще одной пьесы Чехова «Иванов».
Я просто в восторге от декораций, вот уж чего не ожидала от Молодежного театра, они воздушные, лаконичные и многообразные, в чем-то динамичные, в чем-то минималистичные. На первый взгляд ничем не выделяющийся скромный занавес при свете начинает светиться. На заднем плане существуют двери, но они не просто открываются или закрываются, они как бы участвуют в пьесе. Денис Филоненко, играющий Чехова, очень хорош в этой роли, он интеллигентен с какой-то особенной утонченностью. Понравились и проникновенные диалоги писателя, дающие как бы практические советы о жизни, а, может, отвечающие на незаданные вопросы зрителя. Понравился и Фирс (Ринат Загидуллин) своей простотой, искренностью и чисто русским принятием жизни, торопящийся принять дорогого ему писателя, поставить самовар и рвущемуся пойти за дровами, а это очень непросто, поскольку 826 вишневых деревьев вырублено.
В медовую бочку все же придется добавить, пусть и небольшую, но ложку дегтя. Слишком гнетущее получилось второе действие спектакля, оно чуть было не испортило впечатление о спектакле в целом, возможно, так задумано у драматурга, но у режиссера все же есть какой-то простор в творчестве. Отдельно замечу, что в начале спектакля используется дым, причем в осень больших количествах, его столько, что впору предупреждать об этом зрителя, на случай аллергии. В некоторых сценах было непонятно, что это за герои и зачем здесь они. Но все же я не просто советую, а настоятельно рекомендую прокатиться на машине времени от Молодежного театра.
Почему выбраны автором именно эти, а не иные чеховские герои, не знаю. Наверное, стоит спросить это непосредственно у Вишнека, это очень даже реально. Важно, на мой взгляд, другое - спектакль заставляет думать, а что было бы, если бы Чехов продолжил свои произведения. А еще очень хочется, чтобы случилось что-то волшебное: вишневый сад вновь цвел, а героиня «Чайки» осталась жива. Но наиважнейшее это то, что «Чеховъ la machine» мотивирует читать произведения Чехова, например, рассказы, открыв томик чеховских рассказов, я отчего-то захотела прочитать рассказ «Радость». И правда, очень жизненные рассказы у Антона Павловича, в этом рассказе Митя Кулдаров жаждет известности, причем неважно какой, положительной или отрицательной. Перекликается с современностью, неправда ли?
|