22 марта, пятница, рабочая часть дня выдалась очень и очень непростой, но пойти на читку пьесы Даны Сидерос «Черный апельсин» было чем-то очень важным, хотя лет мне совсем не 12, а история именно о таком мальчике, его семье и друзьях. Уже привычно зарегистрировались, вооружились афишей и стали ждать организаторов мероприятия, дабы пройти в репетиционный зал, где нас уже должны были ждать герои, участвующие в читке. Эта была именно классическая читка: герои, сидя на стульях, читали свой текст, даже минимальных декораций не предполагалось. «А вдруг будет скучно», - подумалось мне. Как оказалось, зря я так думала.
Итак, действующие лица и исполнители:
Жека, 12 лет – Никита Скобелев
Машка, подруга Жеки – Екатерина Писарева
Кам, друг Жеки и Машки – Артём Прокудин
Вика, мама Жеки – Екатерина Филимонова
Дед, прадед Жеки – Борис Черев
Аптекарша, мама Маши – Елена Шингарева
Старушка, она же Марина, она же Лидия – Наталья Антонова.
Внушительный список, но это как раз тот случай, когда мне понравились все без исключения актеры, просто кто-то все же понравился больше. Безусловным моим фаворитом в этом спектакле (именно спектакле, даже без всякого антуража, это был именно он) стал Борис Черев, как он чудесно смотрел: презрительно, безразлично и возмутительно. Играл он настолько ярко, что представить его инвалидное кресло или то, как он курит в кровати легко и просто.
Я не упомянула еще одного человека, которого я видела впервые – режиссёра читки – Ивана Миневцева. Он не только выбрал эту пьесу из многих достойных произведений, но еще и читал слова автора, без его участия бы сложно представить некоторые сцены. Забегая вперед, отмечу, что очень понравился он мне и на обсуждении «Черного апельсина», вот как-то сразу стало понятно, что это именно режиссер, а не чей-то друг или актер, но вместе с тем была видна именно его заинтересованность в оценке пьесы и представленном творчестве зрителями.
О чем же эта пьеса молодой писательницы – если в нескольких словах, то о безразличии, об отношениях взрослых и об отношениях между дедом и внуком, и, конечно, об апельсинах, которые именно черные. Молодой Жека и молчаливый дед, которому ужас сколько лет и которому ничего не интересно, да и как же может быть иначе, если когда-то давно он поссорился со своей внучкой, и не из-за чего-нибудь, а из-за Хармса, которому хотел непременно хотел отправить письмо его правнук. И вот однажды дед просит Жеку купить и поставить ему смертельный укол. Он уже не хочет жить, он заперт в четырех стенах и много лет даже не выходит на улицу из-за коляски, которую не спустить с третьего этажа дома без лифта. Дед просит внука никому не рассказывать, ведь иначе его упрячут в психушку. Естественно, что Жека поделился с друзьями, запасся необходимой информацией и решил во чтобы то ни стало помочь деду. А тренировался ставить уколы он как раз на апельсинах, накачивая их тушью.
История героев оказывается очень непростой, и совершенно нескучной. В пьесе есть место не только трагедии, которой должен помочь свершиться или не свершиться Жека, но и юмору, пьющей валерьянку Лидии, и чему-то необычному, такому как апельсины, черные внутри, которые возвращаются к героям бумерангом. А еще я сделала для себя неожиданный вывод: человеку нравится книга или пьеса только в том случае, если она задела какие-то струны его души, напомнила какие-то переживания, которые связаны с ним лично или с каким-то человеком тебе близком в прошлом или настоящем. Одним словом, мне понравилось, я советую посмотреть «Черный апельсин» тем, кто еще не видел, или хотя бы прочитать.
|