Сегодня для меня произошло сразу несколько открытий: во-первых, новой (ей всего лишь годик) театральной лаборатории «Метро», во-вторых, актрисы Аллы Точилкиной, в-третьих, интерактивного спектакля. Итак, обо всем и сразу: не без труда нам все-таки удалось отыскать эту, затерянную в подземелье, театральную лабораторию «Метро», которая порадовала своим интерьером. Здесь есть все, что только можно представить: вагон метро, станция, скамейки, схема станций метро. Схема, оказывается, ничем не отличается от реальной (если в Челябинске все же построят метро), кроме того, что в этой схеме есть станция «31 лицей». Почему? А потому, что эта лаборатория и расположилась в 31-м лицее на улице Володарского, 18. Этим воскресным днем студия «Метро» пригласила театральную блогерскую общественность на предпремьерный показ моно-спектакля «Контрабас» по пьесе Патрика Зюскинда. Как я уже сказала, это был моно-спектакль – на сцене быть должен один актер, но это было не совсем так, ведь спектакль сопровождался живой музыкой в исполнении Ивана Строева. К тому же, сама подача материала была интересной: Алла Точилкина, которая исполняла мужскую роль (это, впрочем, уже не удивляло) музыканта, играющего на контрабасе, вовлекала зрителя в происходящее, но тонко и ненавязчиво. Режиссером этого неожиданного эксперимента стал Тамаз Гачечиладзе, который также присутствовал в зале в качестве зрителя.
О чем же сам спектакль? О контрабасе, о музыканте, о любви и о действиях, которые стоит или не стоит делать, о мыслях человека, которые у него в голове. В спектакле звучит музыка, что приятно удивляет – живая музыка, не удивительно, что сама актриса на контрабасе играть не умеет, за нее играет музыкант оркестра «Классика», но было понятно, что Иван и Алла – это все-таки один человек. Вначале зрителям поведали, как важен контрабас, как мало для него написано, как незаслуженно он занимает предпоследнее место в оркестре. Последнее место занимают литавры, но их, в отличие от контрабаса, различают все и сразу, а контрабас? Казалось бы, перед нами история музыканта, который не верит в себя, плохо играет, стремится к чему-то, но не получает желаемого. Само по себе интересно, но чего-то все-таки не хватает, а не хватает любви, она, конечно, появляется, да не к кому-нибудь, а к вокалистке Саре, но разве обратит она внимание на контрабасиста, ведь она сопрано. При этом ты не смотришь статичный спектакль, а участвуешь непосредственно в развитии событий, ведь Алла Точилкина обращается к конкретному зрителю, а не к собирательному его образу. Признаюсь, поначалу опасалась, что действие превратится в какой-то полудетский спектакль, в котором нужно будет что-то выкрикивать или играть. К счастью, этого не произошло, все было серьезно, ненавязчиво и, вместе с тем, интерактивно. Могу смело сказать, что мне понравилось.
После спектакля состоялось не менее интересное, чем сам спектакль, обсуждение. Где зрители смогли узнать, что не все они поняли так, как было задумано режиссером. Например, действие спектакля происходит в метро, а не в комнате, как подумала я и не только я. А то, что мы считали комнатой – это мир в голове героя. Тогда многие действия главного героя становятся понятнее: в жизни мы не все облекаем в слова, а вот поток мыслей остановить не можем. На редкость приятное и полезное обсуждение, хочется непременно побывать на десятом, а, может, и 20-м спектакле «Контрабаса». Узнать, как он изменится по прошествии времени, каким станет с другим зрителем. Не изменится только место действия: театральная лаборатория иллюзий «Метро», актер: Алла Точилкина, музыкант: Иван Строев, контрабас. Хочется выразить свое восхищение игрой Аллы Сергеевны Точилкиной (видела ее на сцене впервые), все настолько интеллектуально, ярко, экспрессивно, а это несмотря на то, что что-то играть в спектакле ей очень не хотелось, по ее собственному признанию. Музыкальное сопровождение также восхитительное, несмотря на то, что пришли мы не слушать контрабас, но не могли отказать себе в удовольствии насладиться звуками этого очень неудобного и непризнанного инструмента. Спектакль стоит увидеть и как можно скорее, все бежим в «Метро».
|