Желания всегда должны исполняться, причем мое осуществилось очень быстро. Еще 5 февраля на премьере Молодежного театра «Вася Куролесов. Сыщик-любитель», подумала, что хорошо бы посмотреть какую-то старую, классическую постановку этого театра, и вот желание осуществилось уже 19 числа. Мне посчастливилось попасть на самый старый спектакль театра, драму «Кукольный дом» в постановке Наума Орлова. Оказывается, Орлов работал не только в театре драмы, как я привыкла думать.
Первая сцена действа просто волшебна, бегающие дети, веселье и снег, а затем, как и ожидалось, на сцене появляется дом, правда декорации все-таки слегка необычны, использовано много свечей, света. Единственное, что именно с моего зрительского места мешал обзору фонарь, но это все мелочи. Жизнь Норы, казалось бы, легка и беззаботна, несмотря на трех детей, она все время порхает словно бабочка, поет как птичка и тратит деньги. Ее муж пытается ее траты ограничить, но все же надо же отметить как-то замечательное событие - на днях он стал директором банка и теперь будет получать очень хорошее жалование.
Нору никто не воспринимает всерьез, может быть поэтому она делится со своей подругой Кристиной, что для того, чтобы поправить здоровье мужа, Нора достала немалые деньги (четыре тысячи восемьсот крон) для поездки в Италию, сказав мужу, что деньги дал ее отец. Она скрывает от мужа на какие деньги была на самом деле была организованна поездка, но безоблачному существованию приходит конец, когда на сцене появляется ее кредитор - Крогстад. Он обнаружил подлог Норы, ведь она дала расписку с поддельным поручительством ее отца, который был к тому времени был уже мертв. Крогстад шантажирует Нору, что он все расскажет мужу и она понесет заслуженное наказание за подлог, если только она не поможет ему получить место в банке. Ведь ее муж Торвальд Хельмер собирается его уволить.
Меня же уже в который раз не оставил равнодушной Денис Филоненко, который очень проникновенно сыграл роль доктора Ранка, друга Торвальда и всей семьи. Все давно привыкли к присутствию в доме этого жизнерадостного и подвижного человека, который запрещает Норе есть в огромных количествах любимое ею миндальное печенье. Мало кому может прийти в голову, что он болен и болен очень редкой болезнью, его может не стать в любую минуту. Заметно, что он влюблен в трепетную, подвижную и яркую Нору, не догадывается об этом одна Нора, но ведь так обычно и бывает в обычной жизни, мы не замечаем очевидного. В какой-то момент она решает обратиться к доктору, чтобы занять у Ранка необходимую для отдачи шантажисту сумму. В ходе объяснения Нора догадывается о нежных чувствах доктора.
«...
– Нет, не могу, доктор. Это уж слишком огромное одолжение – тут и совет, и помощь, и услуга...
– Чем больше, тем лучше. Но я не постигаю, что бы это могло быть. Говорите же! Разве я не пользуюсь вашим доверием?
– Как никто другой. Вы мой вернейший, лучший друг – я знаю, знаю. Оттого и хочу сказать вам. Ну, хорошо, доктор. Вы должны помочь мне предотвратить что-то. Вы знаете, как искренне, как бесконечно любит меня Торвальд. Он ни на минуту не задумался бы отдать за меня жизнь.
– Нора, вы думаете, он один-единственный?..
– Один...
– ...кто с радостью отдал бы свою жизнь за вас?
– Ну вот...
– Я дал себе клятву, что вы узнаете об этом прежде, чем меня не станет. Более удобного случая мне не дождаться. Да, Нора, теперь вы знаете. И знаете тоже, что мне вы можете довериться скорее, чем кому бы то ни было.
– Пропустите меня.
– Нора...
– Элене, принеси лампу. Ах, милый доктор Ранк, это было, право, нехорошо с вашей стороны.
– Что я любил вас так же искренне, как другой? Это так дурно?
– Нет, но что вы говорите мне об этом. И ведь вовсе не нужно было.
...»
Доктор не ошибся в своих нерадостных диагнозах и в рождественский праздник зашел к Хельмерам в последний раз, Торвальд же хотел в столь поздний час остаться поскорее с женой наедине и пытался по доброму и с юмором намекнуть другу, что нужно скорее уйти. Лишь потом они поняли, что Ранк прощался с ними, он прислал им черный крест, который, они знали, говорит о том, что больше они уже не увидятся.
Спектакль очень динамичный, несмотря на трагизм сюжета, до последних сцен нельзя и предположить, какова будет развязка, как поступит Нора, после того как поймет, что она столько лет ошибалась в отношении к ней Хельмера, рухнет ли домик, где все отношения похожи на игру в куклы. Сначала с ней как с куклой обращался отец, затем Торвальд, а потом игру продолжила она, но уже со своими детьми. Советую посмотреть спектакль всем, кто истосковался по размышлениям, лаконичности пространства и хорошей игре актеров.
|