Вот и лето наступило, хотя бы календарное, и немного грустно от того, что театры закрывают свой сезон, кто-то раньше, а кто-то позже. Мне посчастливилось попасть в Челябинский оперный театр на оперу «Мадам Баттерфляй» Джакомо Пуччини, несложно догадаться, что это итальянский композитор, поэтому не удивляет то, что опера исполняется на итальянском с русскими субтитрами. Иногда, конечно, эти самые субтитры отвлекали от слушания оперы, но что поделать, не знаем мы итальянский настолько замечательно, чтобы понимать, о чем же собственно поется, а очень бы хотелось. Уже ожидаемо для оперного театра, замечательные масштабные декорации помогают погрузиться в атмосферу XIX века, почувствовать себя жителем Нагасаки. От действия к действию декорации меняются не очень значительно, действия в опере три и аж два антракта.
Первое действие рассказывает о том, как лейтенант американского флота Пинкертон увлекся молоденькой гейшей Чио-чио-сан (да именно так: у оперы два названия, и второе звучит именно «Чио-чио-сан»), прозванной за легкость «Баттерфляй» (бабочка). Молодая девочка, ведь ей всего 15 лет, искренне влюблена в Пинкертона. Он же привык жить ни в чем себе не отказывая и срывать цветы, где только можно, для него ничего не стоит сыграть свадьбу, а вот Баттерфляй ради него сменила веру и разорвала все отношения с родственниками, все отреклись от нее и она осталась одна, если не считать служанку Сузуки. Не могу не отметить одну удивительную вещь, которую я еще не встречала: Чио-чио-сан на сцене сразу две, при этом одна хрупкая и миниатюрная, а вторая – женщина вовсе не хрупкая. Именно вторая гейша и исполняет партию бабочки, а хрупкая подпрыгивает, прогуливается с лейтенантом. Несомненно, оригинально придумано, думаю от того, что миниатюрной девочке так не спеть, а женщине в теле не дано порхать как птичка.
Первое действие несколько затянутое и от того немного скучно, но второе на самом деле захватило (спать совсем не хотелось, может быть, виной тому выпитое в антракте кофе, цены в буфете необоснованно высоки, а обслуживание хромает). Получилось, что после свадьбы Пинкертон уезжает на три долгих года, Баттерфляй продолжает верить в его возвращение и совместное счастье. Только вот будет ли оно, это счастье? Все рассказывать не буду, должна же остаться какая-то загадка. Хочется отдельно сказать о чудесном исполнении партии Баттерфляй Еленой Роткиной, несмотря на то, что хочешь уследить за сюжетом оперы, иногда ловишь себя на том, что просто слушаешь ее волшебный голос. В роли Пинкертона – Павел Чикановский (который знаком мне еще по партии Моцарта в опере «Моцарт и Сальери»), тоже весьма приятен. Были и несколько певцов второго плана, которые свои ноты не вытягивали, но не хочется рассказывать о недочетах. Спектакль замечательный, волшебный, который стоит посмотреть, несмотря на трагичность рассказанной истории, все-таки в Челябинский оперный театр стоит ходить чаще, у него своя неповторимая атмосфера.
|