Не так давно в Челябинске появилось совершенно новое для меня явление «Прогрессивная театральная общественность», в рамках которого был организован, при содействии основного идейного вдохновителя Никиты Плеханова и театра-студии «У паровоза», поход на спектакль по пьесе польского драматурга Ингмара Вилквиста «Сволочи, или Ночь Гельвера». Прочитав краткую справку о пьесе, поняла, что ожидается что-то тяжелое и депрессивное. Скажу сразу, что декорации только подтвердили мою мысль, на сцене висели три шинели на веревках, была смонтирована небольшая сцена, но почему-то покрыта черной тканью (видимо, чтобы подчеркнуть трагизм), а также почетное место на сцене занимал флаг (возможно польский или немецкий), но можно было прочитать его как флаг любой гитлеровской страны. Отмечу, что зал, в котором шел показ, совсем небольшой, так что игра актеров происходит не на сцене, а прямо перед зрителем. Актера в трагедии всего два: Карла (Светлана Шароглазова) и Гельвер (Алексей Хайбрахманов). Последний играет еще и небольшую роль священника. Первые «кадры» показывают на первый взгляд патриота, который рассказывает, как я сначала подумала, сестре о том, что ему дали флаг, а факелы не дали, и как его учили военным командам «смирно» и «вольно». Потом он начинает делать это с излишней горячностью и заставлять выполнять такие же действия находящуюся рядом девушку. Становится понятно, что что-то тут не так, когда он затихает, когда видит шашки и просит купить ему солдатиков. Сначала я думала, что персонаж чем-то схож с персонажем одноименного фильма «Форест Гамп» и все еще каким-то образом наладится, забегая вперед, скажу, что надежды не оправдались. Сумасшествие Гельвера только усугубляется в процессе повествования, понятно, что он не патриот, а человек глубоко больной, поступки которого непредсказуемы, но продиктованы именно любовью к Карле как к любимой женщине. Их жизнь скрыта от посторонних глаз, но все же не изолирована от мира за окнами их жилища. Гельвер - мужчина, но вместе с тем и ребенок Карлы, он любит солдатиков, и для него война - игра, в которой его хвалят. Казалось бы он не понимает окружающую жизнь, но именно он находит фотографию на которой его любимая сфотографирована с другим человеком и упорно спрашивает ее: «Кто это, когда она на нем поженилась». Он услышал об этом от пастора, а он очень хорошо слышит, очень далеко по его словам. Карла рассказывает свою историю то ли священнику, то ли зрителям. Оказывается, она действительно по большой любви выходила замуж и родила ребенка, очень больного ребенка. Эта девочка была похожа на обезьянку и много плакала, в порыве отчаяния, она отнесла девочку на порог больницы и оставила там. Когда же буря улеглась и она одумалась, девочка уже пропала, поиски ее ничего не дали, скорее всего эту несчастную девочку забрал Бог. И тут на лавочке она и увидела Гельвера, она его усыновила, но с ним нужно постоянно ездить в больницу и проверять его вменяемость. Он опасен для общества, но при ответе на вопросы он всецело доверяет Карле, которая щипает его руку, когда нужно ответить «нет» и поглаживает, когда - «да». Они как раз думают о предстоящем испытании, когда слышат шум боя. Карла приказывает парню бежать на вокзал, сесть в поезд и ехать, а она приедет к нему позже. Но тут же происходит своеобразное дежавю, и эта сцена происходит заново, где он уходит именно воевать, она в панике, собирает вещи, носится от шинели к шинели, по моему мнению они олицетворяют войну. Потом слышит шум, думает, что это нападают солдаты, но это вернулся Гельвер, которого избили и бросили в вагон с сумасшедшими, ему там было очень плохо, потому что он то не такой. Понятно, что в сложившейся обстановке, его ожидает психушка, как самый благоприятный исход. Карла решает накормить его таблетками, и когда Гельвер бьется в приступе агонии, она возможно и понимает, что слишком радикально поступила, но ничего уже не изменить. Жизнь Гельвера окончена, она накрывает его вдруг ставшим российским флагом, остается только надеяться, что Бог таких людей и на небе не оставляет. Она горячо молится только об этом. Это произведение пропитано трагизмом и страданием, может поэтому даже такой конец постановки воспринимается как избавление. Впечатления мои неоднозначны, что-то не понравилось, что-то понравилось, что-то оказалось близко и понятно и заставило сопереживать. Не понравилась подчас слишком громкая музыка, понравилась искренняя игра актеров и проживание ими образов, Гельвер своей искренностью действительно подкупает, его иногда жалко до слез. Продолжительность спектакля достаточная, не больше и не меньше. Хотя в спектакле рассказывается о делах дней минувших, видно в нем и ситуацию современную, эмоциональное состояние людей в чем-то перекликается с действиями на Украине, действительно настолько просто обмануть и направить силы на разрушение и рознь между людьми. Возможно не совсем оправдано в названии слово «сволочи», понятно лишь одно, сволочей надо бить, а кто они не так уж важно. Если задуматься, то часто мы живем именно в мире навязанных нам извне стереотипов, что хорошо и что плохо, не находя времени остановиться и подумать над тем, а что действительно хорошо именно в нашем понимании. Еще одним не менее интересным мероприятием было обсуждение увиденного, не так часто удается познакомиться с режиссером. Денис Стрельцов поразил не только своим экстравагантным жилетом, но и настроенностью на общение и восприятие всевозможной критики и разноплановых суждений. Таким образом удалось все же узнать, что флаг становится российским в основном по замыслу создателя спектакля, и в какой стране пьеса бы не шла, будет триколор. Оказывается, по все по тому же замыслу шинели олицетворяют не страсть Гельвера к войне и солдатикам, а висельников. Но я бы не стала именно так их воспринимать. Небезынтересно было послушать Дениса Стрельцова и как публичную и многостороннюю личность, обладающую чувством юмора, а также и мнения других зрителей услышать, от этого спектакль стал понятнее и многограннее. Резюме: спектакль не из простых произведений, над которыми посмеялся, запомнил две-три шутки и счастливо забыл. Хотя бы раз эту социальную трагедию будет полезно и интересно посмотреть всем серьезно настроенным театралам, а смотреть ли второй раз, каждый решит уже сам для себя. Буду с нетерпением ждать новых спектаклей в рамках акции «Прогрессивной театральной общественности». До встречи на спектаклях!
|