Новых направлений театрального искусства настолько много, что разобраться в них самостоятельно, не имея специальной подготовки, непросто. Поэтому было решено посвятить пару субботних часов лекции театрального критика Анастасии Паукер. Сразу добавлю маленькую ложку дегтя, как лектор Анастасия понравилась не особенно, а вот материал из которого состояла лекция и примеры, которые ее иллюстрировали, заинтересовали.
Новый театр классифицирован на основании его стремления к реальности. Он делится на тот, который к реальности стремится и который совершенно не стремится показывать эту самую реальность. Если с первым направлением все более-менее понятно, то с театром, который уходит от реальности всеми возможными и невозможными способами не всё так однозначно. Подчас сложно определить, что за произведение мы видим, можно ли это назвать спектаклем? Этому неизведанному была посвящена лекция в стенах Челябинского молодежного театра.
В эти дни в Челябинске проходит Фестиваль иммерсивного театра PULSE, поэтому неудивительно, что об иммерсивном театре рассказали в первую очередь. Если вы зритель, но не пассивный, а сами выбираете, куда вам идти, то это уже и есть иммерсивный театр, каждый зритель получает свой личный спектакль внутри себя, внутри своей головы.
Затем, было рассказано таком направлении как VR – это виртуальный театр, виртуальная реальность. В качестве примера был показан отрывок из постановки «Ночь в библиотеке» (реж Робер Лепаж). Здесь действие происходит в библиотеке, при этом неважно существует это библиотека в настоящем времени или в прошлом. Но смешение времен – это не все сюрпризы современного театра. Оказывается, есть такие спектакли, которые могут быть сыграны лишь в определенных, часто непривычных пространствах. Это направление называется - Site-sреcific. Было показано два отрывка из театральных постановок: «Присутствие» (реж. С. Александровский) и «Божественная комедия часА» (реж. Кастеллуччи).
Не основанном на реальности направлении можно считать Постдок – искусство основанное на документах, но документом может быть что угодно, даже человек. Иллюстрировали его спектакли - «Диджей Павел» театр post по пьесе Р. Плешко (актеры в нем выступили в совсем непривычном для себя амлуа, они танцевали под популярные песни в 80-90-е года) и «100% city» Rimini protokoll (действие спектакля проходило в Воронеже, для него использовались статистические данные о воронежцах, героями были тоже простые жители города).
Также слушатели лекции увидели то, что сложно отнести к какому-то театральному направлению:«Situation rooms» Ri mini protokol,l «Poe Tri» (театр на вынос), «Devil Comedy» спектакль по божественной комедии (реж. Вася Березин) и «Молчание на заданную тему» (реж. Вс. Лесовский). Все спектакли очень неоднозначные, на одном из них нужно просто молчать целый час на заданную тему, в другом - быть единственным зрителем, и целых 9 дней слушать актерские монологи из «Божественной комедии» в разных локациях.
Таким образом, было много интересного показано и рассказано, мое восприятие того, что можно считать театром, во многом изменилось, но в чем-то оно осталось прежним. Я поняла, что все также предпочитаю, что-то классическое как в плане содержания, так и показа. Видимо, я – консерватор, который почувствует себя обманутым в ожиданиях относительно спектакля современного, особенно если потребуется выполнять странные действия, стоять в многочасовой очереди, сидеть и думать о чем-то целый час. Опять же, все что не делается, все к лучшему и теперь я дважды подумаю идти ли на спектакль, если он будет проходить в каком-то неожиданном месте, а сюжет его не совсем ясен.
|