Вчера, в пятницу, 21 апреля, мне посчастливилось получить новые впечатления – побывать на сдаче спектакля «Тартюф» в Челябинском Молодежном театре, это был настоящий поход в театр, все как всегда замечательно: улыбчивый и доброжелательный персонал, звонки и просьбы выключить мобильные телефоны со словами, что за два часа мир не забудет о нас. Но перед началом вышел режиссер собственной персоной – Искандэр Сакаев, который предупредил, что до премьеры спектакль еще будет доработан, и добавлены некоторые нюансы, но все-таки в том, что будет показано, уже есть полноценный спектакль, премьера же «Тартюфа» будет 18 и 19 мая, на которой Искандэр хотел бы всех видеть (правда, после обсуждения, на которое также были приглашены зрители, я очень засомневалась, что режиссер вообще любит зрителей, которые приходят на спектакли. Но это лишь лирическое отступление автора данной заметки).
Изучая программку, на первый, невнимательный взгляд кажется, что мы увидим классический спектакль по пьесе Жана-Батиста Мольера «Тартюф», но очень советую не останавливаться только на обложке и все-таки увидеть, что это видение произведения режиссером, тогда вас не удивят первые сцены спектакля, в которых сам автор пытается защитить свою пьесу перед королем Людовиком XIV. Да, именно пришествие короля и его двух фавориток меня порадовало, ведь король со свитой идет из зала, осыпая зрителей конфетти (очень милые цветочки), после чего они остаются смотреть спектакль вместе со зрителями, оставаясь слева от сцены. Это весьма живописная группа, потому что костюмы артистов одинаковы по цветовому решению: серые с золотым, у кого рукава в оборках, у кого в жабо, у кого панталоны выглядывают из под камзола, у кого не выглядывают. Но на первом месте, вне сомнения, парики. Они очень объемны и по материалу напоминают поролон или даже пенопласт, у кого-то это объемная рогатая шапка (Оргон), у кого-то менее объемная и напоминает овцу (Мариана). Несколько недоумеваешь, отчего на камзолах нашиты имена героев, если они сами не могут найти свои костюмы, то логичнее было бы их надписать внутри (лишь позже Искандэр все-таки объяснил зрителям, что такие костюмы пошиты специально, чтобы показать, что это именно показ спектакля для короля, чтобы показать именно смысл пьесы, чтобы «Тартюфа» разрешили). Декорации тоже очень просты – это всего лишь стулья, которые эксплуатируют и ожиданно, и неожиданно.
Начало спектакля мне кажется несколько затянутым и трудным для восприятия, может быть, из-за одинаковости героев, сразу понимаешь лишь то, что на сцене все нет и нет Тартюфа. Безошибочно определяешь лишь Оргона, у него очень характерный парик с рогами, ловишь себя на мысли, что это совсем не случайно. На мой взгляд, именно Оргон в исполнении Бориса Черева и делает спектакль динамичным и активным, его интонации на самом деле убеждают зрителя, что он обожает Тартюфа и не слышит никого вокруг. Даже когда ему сообщают о интересе Тартюфа к жене, он наоборот просит непогрешимого Тартюфа бывать с Эльмирой почаще. Да, Эльмира, которую играет Наталья Чиликина, настолько шикарно двигается и говорит, что забываешь, что это всего лишь игра: она легка, грациозна и хитра, как все настоящие женщины, коварна. Вообще, весь спектакль построен не только на тексте, но и на пластичности и гибкости, Так дочь Оргона – Мариана с легкостью скачет по стульям, хоть вроде бы по ее роли она и правда медлительна и даже туповата, спасибо за созданный образ Екатерине Писаревой, было над чем посмеяться. А вот Тартюф в исполнении Алексея Согрина оставил меня равнодушной, чего-то не хватало, пока не могу сказать, чего именно. Второе отделение все-таки было намного интереснее и смешнее, чем первое. Отдельно хочется сказать о световом и музыкальном оформлении: все к месту и органично. Иногда музыка немного заглушает слова актера, но не сомневаюсь, что уже к премьере это будет учтено.
Спектакль мне определенно понравился, советую его посмотреть хотя бы однажды – это интересно, необычно и ново. Ограничение по возрасту «16+» можно принимать во внимание, а можно и пренебречь, именно школьников данный спектакль и может привлечь, но все же сомневаюсь, что «Тартюф» будет иметь такой же успех, как недавняя премьера Молодежного театра «Бунин. Рассказы». Я же перед следующим показом непременно освежу свои знания и прочту комедию Мольера.
|