Сегодня произошло мое знакомство непосредственно с творчеством Камерного театра в рамках акции «Прогрессивная театральная общественность». Ранее я уже была в этом театре на встрече блогеров и уже упоминала о самом здании, но все же, как не крути, придется снова говорить о доступности здания для лиц с ограниченными возможностями. Но обо всем по порядку. Итак, для начала шипящая бабушка на входе чуть было не отправила меня в кассу, но вовремя подошедший организатор мероприятия спас ситуацию. Рассаживаться на места предлагалось с помощью администратора театра, но, что меня удивило, постоянно повторялось, что все места проданы, хотя людей в фойе было мало. Эх, сюрпризы только начинались.
Уже известный читателям блога Никита Плеханов сказал, что мне хватит места в зале, я по наивности и думала, что в зале - это в зале, который был весь пуст, но предусмотрительно опутан веревками. Оказалось, что зрительные места соорудили прямо на сцене, причем, как говорится, я его слепила из того, что было. Мне уступил свое место в первом ряду галантный мужчина, за что сразу же выражаю свою благодарность. Не знаю, как выявить свободные или занятые места в зале: вместо мест лавки почти без спинок, по крайней мере облокотиться на них нельзя, да и поднялась на сцену с трудом, ступеньки никогда не были моим коньком. А еще удивлю я вас, на сцене каким-то удивительным образом соорудили даже балкон, который и заняли блогеры во всем своем многообразии. Удивительно, чем не подходил создателям основной зал с более-менее комфортными креслами.
Довольно отступлений, перейду к спектаклю. Это была лирическая драма Анны Яблонской с приземленным названием «Утюги». Сюжет спектакля прост: живет себе на острове семья, ничем вроде бы не примечательная, таких тысячи. Отец семейства погиб, заняться там, кроме рыбной ловли, нечем, старший сын - Саша, коллекционирует утюги и флаги несуществующих государств, казалось бы немного странные увлечения для современной семьи. Живут все на пенсию тихой и в чем-то слишком уравновешенной матери.
И вот однажды на остров приезжает американец с русской женой, чтобы купить у собирателя утюгов и флагов те самые утюги, которые никому уже не нужны. Никто не верил, что ради каких-то утюгов можно приехать в такую глушь. Жена профессора молода и прекрасна, сразу становится ясно, что Саша покорен этой девушкой - русской с одной стороны, и американкой с другой. Мария настолько яркая, импульсивная, такая же, как те шарфы, что выпадают у нее из саквояжа.
Гостей усаживают за стол, Александр поднимает во дворе флаг несуществующего государства Тибет, да не просто так, а вместе с положенными жестами, причем проводят они с братом Колей всю положенную церемонию. После обеда с красным супом – борщом, коллекционер требует незамедлительно показать ему коллекцию утюгов. По представлению хозяина коллекции становится понятно, что он не только знаток утюга, но и романтик, который для каждого утюга нашел свою сказку. Но самым экзотическим утюжком Сашиной коллекции является утюжок для кукольных платьев, который подарила ему старушка-белошвейка с тем только условием, что он никогда не будет продан. Несложно догадаться, что именно этот 20-тиграммовый утюжок и нужен профессору Шекли. Он предлагает за утюг 5 000 и даже 20 000 за все утюги сразу, лишь бы иметь заветный экземпляр.
Можно сказать, что спектакль с эффектом 5D, потому что со стороны зрительного зала постоянно дует ветер, валит клубами дым, и даже курящая в одном из диалогов Мария бросает прикуренную сигарету прямо на сцену. К счастью сигарета вовремя кидается в железный таз Дмитрием Блинковым – исполнителем роли Саши. Только в отличие от просмотра в кино, спецэффекты не проходят так уж бесследно: дым ест глаза, ветер продувает. Не буду описывать всю историю, которая разворачивается перед зрителем, сидящим на сцене. Замечу лишь, что собиратель флагов так и не может простить своему дяде, начальнику спасательной станции, гибель отца, который погиб, управляя лодкой в шторм. И этот дядя, а именно исполнитель роли Ивана, внес свои непередаваемые спецэффекты – он, разбирая сооруженный стол, столешницей чуть не зашиб сидящую в первом ряду меня и еще человек 8. Безусловно, мы надеялись, что это лишь по роли полагается при игре пьяного спасателя, но где-то глубоко внутри все же сомневались в благополучном исходе мероприятия, особенно если учесть, что подобной угрозе со стороны шита из досок мы подверглись дважды.
Желая помочь мужу, Мария отправляется на поиски убежавшего Саши в надежде уговорить или не уговорить Сашу продать утюг. Естественно она его находит, рассказывает о своей жизни, почему она решилась выйти замуж за иностранца, и что профессор всегда получает то, что хочет, несмотря на желание или нежелание людей. Русская иностранка открывает душу перед любителем утюгов, предлагает сделать это и Саше, который, стремясь ее впечатлить, читает ей свои стихи, сам же признается, что это не его стихи, а стихи Каммингса. Если в начале спектакля сомневаешься: не умственно больной ли перед нами человек, то после его стихов и других слов, стало ясно, что он несчастный, очень непростой, но очень умный парень. Легко догадаться, что искра между ними все же вспыхивает. Возвращаясь, молодые герои видят пьяного американца и не менее пьяного дядю. Лично для меня смысл спектакля в честности и широте русской души, Саша дарит Маше этот кукольный утюг, чтобы она могла отдать его своим детям, чтобы те гладили своим куклам платья. Профессор с женой уезжает, профессор и не догадывается, что утюжок у его жены, хочется верить, что он об этом никогда и не узнает. Мария дарит Саше его новый флаг – ее бирюзовый шарф, он подает ей знаки, которыми пользуются на маяке, хочется, чтобы это было признание в любви.
В заключение хотелось бы отметить, что ощущения праздника, который обычно дает посещение театра, не было совершенно. Настолько устаешь сидеть на скамейках, не имея возможности даже облокотиться. Спина явственно заявляет, что такое искусство и ей не по силам. И это с учетом того, что мне достались лучшие места. Замечу, что я бы так и не смогла спуститься со сцены, вроде бы и 5 ступенек, но они были непреодолимы, если бы не помощь блогера Евгения. Хотелось бы порекомендовать администрации Камерного театра не только регламентировать возраст зрителя, но и указывать, где будут находиться посадочные места, наличие или отсутствие дымящихся объектов - прежде всего каждый зритель хочет получить удовольствие от процесса, а не стресс от просмотра.
|