Очень люблю Челябинский оперный театр, но выбираюсь в него реже, чем в другие, почему? Потому что ценителей опер и балетов меньше, чем почитателей более понятных спектаклей драматических театров, но на сей раз мне повезло, нашла любителей оперы, с которыми и отправилась на премьеру этого сезона – Вечер одноактных опер. Этим вечером предлагалось послушать, да и посмотреть тоже, две оперы: «Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова и «Алеко» Рахманинова. Что же объединило это оперы? Да именно то, что все они написаны по произведениям Пушкина. Поэтому совсем не удивительно, что исполняются они на русском языке.
В первом отделении перед зрителем развернулась история талантливого и наивного Моцарта и коварного и злого Сальери. В плане декораций не самый насыщенный для Челябинского оперного театра спектакль, но было не только, что послушать, но и на что посмотреть. На сцене был очень искусно сделан экран, который транслировал то изображение свечей, то не очень симпатичного Вольфганга Амадея. Несмотря на то, что опера одноактная, декорации даже менялись в процессе показа. Все ярко, насыщенно и понятно, как в плане органичности показанного на сцене, так и в том, как это было исполнено вокально. На сцене всегда находятся два вокалиста, иногда, правда, им помогают весьма страшные бродячие артисты, которые на финальном поклоне даже сняли свои маски, чтобы их все-таки можно было узнать. Справедливости ради, надо заметить, что Сальери, партию которого исполнял Павел Локшин, все же исполнял ее не очень хорошо, а вот Моцарт в исполнении Павла Чикановского был не только замечательно спет, но и сыгран искренне. Его герою действительно сопереживаешь, хоть и знаешь, что конец оперы будет трагичен, но время от времени ловишь себя на мысли: а вдруг все-таки гений не погибнет, но чудо не случается. В финале звучит реквием, в исполнении хора, который расположился в своих черных одеяниях в ложе. Вот хор хотелось бы также отметить особо, они действительно украсили оперу Римского-Корсакова. Опера ничуть не была затянута и смотрелась на одном дыхании, а вот о второй опере, к сожалению, этого сказать нельзя.
После первой оперы второй мы никак не могли дождаться, то что-то падало за кулисами (может быть рояль), то ну никак не появлялся дирижер, почти 40 минут ожидания – это слишком много. Но дождавшиеся были вознаграждены волшебной увертюрой, кто бы мог подумать, что эту оперу Рахманинов написал как дипломную работу по поэме А. С. Пушкина «Цыганы». Итак, действие происходит в цыганском таборе, в котором выходит замуж красавица Земфира. Отчего-то цыгане очень любят танцевать на столах, там же, впрочем, и Земфира любит полежать. Отчего-то герои почти все обожают раздеваться и танцевать прямо в нижнем белье, какую смысловую нагрузку сие несло, угадать мне так и не удалось. Очень понравился экспрессивный танец цыганок в зеленом. Декорации тоже временами очень удивляли: так стены цыганского шатра раздвигались и скрывали Алеко в тумане, или же за стенами вырастали красные деревья, у которых и встречалась Земфира с любовником. Словом, посмотреть было на что, а вот послушать… Нет, сначала я пыталась разобрать о чем же все-таки поет Земфира, и кто все эти люди, кто нет-нет да толпой завалятся в шалаш, но позже я попытки разобраться в происходящем оставила и решила слушать оперу, как иностранную песню – тоже весьма нескучное занятие.
Могу определенно сказать, что такой вечер в опере мне очень даже понравился, все же у оперного театра есть свой стиль, возможно несколько помпезный, но узнаваемый, в него хочется приходить, и приходить не в джинсах и кроссовках. Но первая часть вечера была все-таки лучше, чем вторая, а может дело в том, что я цыган люблю не очень. Или же мне несколько непонятно, отчего Земфира так долго никак не могла умереть, а Алеко выгнали из табора за то, что он не остался рогатым мужем. Есть еще над чем подумать.
|