Сегодня мой рассказ о совсем не новом для Челябинского театра драмы им. Наума Орлова спектакле «Волки и овцы», так получилось, что я на нем еще не была, к тому же в пьесе есть что-то знакомое, возможно, что я читала пьесу, но когда-то очень и очень давно. Я бы не сказала, что это та комедия, которую мы привыкли видеть, но назвала бы происходящее на сцене достаточно веселым действом с несколько философским смыслом. Спектакль имеет очень необычные и, вместе с тем, простые декорации. Начинается действо не с классического поднятия занавеса. В еще не погасившем свои огни зале, на сцену выходят актеры, которые садятся в красный круг, который напоминает то ли театр, то ли корабль. Потом круг парит над сценой в течение всего спектакля. Перед нами дом помещицы с непривычным для нас именем Меропия, она живет с племянником Аполлоном, который весьма чудаковат, ни на что особенно не годен. А деньги где взять? Деньги она решает выманить у богатой молодой вдовушки Евлампии Купавиной. Отмечу, что в этой роли перед зрителем предстала Ирина Бочкова, и сыграла свою героиню очень ярко, задорно, местами жеманно, местами искренне, но, что несомненно, хорошо. Для начала нужно заставить молодую вдовушку оплатить обязательство умершего мужа, которое он и не давал, а потом можно и племянника на богатой Купавиной женить. Аполлон вроде и не прочь, но прежде всего хочет занять у нее денег на то, чтоб прогулять их с чувством. Вместе с тем, Аполлон, которого играет Михаил Гребень, хоть и не главный герой пьесы, очень забавен, искренен и по-детски наивен, и даже его картавость ему, казалось бы, идет.
Вторая пара героев – это Глафира и Лыняев, хотя парой их вроде бы называть еще рано, ведь только Глафира решает, что этот стареющий, но богатый холостяк будет ей прекрасной партией. Впрочем, так оно и получилось, при определенной хитрости и изворотливости девицы, кроткой для маменьки, но коварной для Лыняева. Открою читателю тайну: она все-таки женит последнего на себе, и очень даже современным способом. Очень сомневаюсь, что Островский описал именно такой выход из положения, как прилечь на ложе рядом с ничего не подозревающим помещиком, который разомлел с обеда и думать не думал нацеловывать Глафиру, но все же его положение не позволяет ему уже сомневаться в содеянном. Лыняева в комедии сыграл Сергей Акимов. На мой взгляд, именно он и сделал комедию смешной. Чего стоит так вовремя и негромко сказанная фраза о назойливой Мурзавецкой: «По два раза в день ее (Меропию) видеть для меня слишком много».
Отдельно скажу о танцах: они в «Волках и овцах» так же необычны, как и декорации, ведь танцуют их сидя на стульях. Если сначала их исполняют попарно, то в финальной сцене постепенно подключаются к танцу на своих стульях все герои, что очень разнообразит постановку. Несмотря на то, что это комедия, в произведении заложен смысл, который может быть не виден сразу, но, тем не менее, проходит красной нитью через все основные моменты. Все мы без исключения считаем, что уж мы то волки, а никак не овцы, но все же в глубине души понимаем: а так ли мы умны, как хотим себе казаться? Какие мы с вами волки? Мы куры, голуби... по зернышку клюем, да никогда сыты не бываем. Вот они волки-то! Вот эти сразу помногу глотают.
|