В 20-е годы прошлого века, вскоре после революции, в
России, а потом и в Европе и Америке, в концертных залах и театрах можно было
часто наблюдать удивительное выступление. На совершенно пустую сцену, где стоял
лишь странного вида то ли столик, то ли пюпитр с торчащими из него
металлическими стержнями, выходил среднего роста, сухощавый человек,
приближался к пюпитру, поднимал над ним руки и делал изящный взмах. И тогда,
казалось бы из пустоты, прямо из воздуха, начинали рождаться ни на что до сих
пор слышанное людьми непохожие, чарующие звуки. Сухощавого человека звали Лев Термен, а странный пюпитр
был его изобретением, электронным музыкальным инструментом – терменвоксом. Терменвокс
работал удивительным, непостижимым дотоле образом: генерируемые им два
высокочастотных, неслышимых человеческим ухом колебания смешиваясь рождали тот
чудесный, завораживающий слушателей звук. Высота тона, сила и тембр звука,
извлекаемого из загадочного инструмента, зависели от положения рук исполнителя
относительно металлических стержней, и каждый взмах рук отзывался неповторимым
аккордом. С течением времени терменвокс был отодвинут на задний
план электронными музыкальными синтезаторами и почти забыт. Его возрождение в
наши дни связано с именем Леры Ауэрбах – соотечественницы Льва Термена, так же
как и он известной и почитаемой на Западе и непризнанной на Родине. Петербуржец
Термен и родившаяся в Челябинске Лера, один – инженер, ученый, другая –
композитор, пианистка, необычайно одаренные люди, каждый в свое время
оказавшиеся непонятыми и невостребованными в России, прошли похожие жизненные
пути. Поэтому как будто закономерно то, что во время поиска голоса, инструмента
для Русалочки, который бы выразил ее мистическую, не от мира сего сущность,
Лера Ауэрбах обратилась именно к терменвоксу. Как говорит сама Лера в одном из своих интервью,
терменвокс является самым выразительным из всех музыкальных электронных
инструментов. В нем нет никаких клавиш и струн, и музыкант, играющий на нем,
извлекает звуки буквально из воздуха, и поэтому инструмент, изобретенный Львом
Терменом, поистине гениально передает слушателю чудесную, неземную природу
Русалочки. И вместе со скрипкой, звуки которой выражают любовь Русалочки к
принцу, человеческую сторону ее сущности, терменвокс рассказывает волшебную
нестареющую сказку Андерсена мелодиями новой эпохи.
|